В том числе и благодаря этому посту.)
Я если честно все еще отхожу после финальной серии. Пока все сумбурно, смутно и неясно в моей голове.
Кто не смотрел, под кат не ходит, там живут страшные злые ужасные спойлеры, они вас покусают.
С одной стороны - напряженный сюжет, шикарные чертоги, эмоции эмоции эмоции, АКД, гипнотизирующий в своей омерзительности САМ, буквализированный "Пустой дом"... Это впечатляет. А с другой. Джон и Шерлок. Шерлок и Джон.
Все дальнейшее - сугубо попытки как-то разобраться, уложить, переуложить, обдумать, передумать. Быть может - пересочинить. Быть может - найти обоснуй. Найти точку опоры. Успокоиться. Понять - или просто найти себе удобное оправдание для понимания. Сумбурное, алогичное, но - какие мысли и чувства, такой и пост. Что уж тут делать. Вероятно, тут мало будет пахнуть логикой, но если я найду ее для себя, что ж, это уже неплохо.
Пожалуй самое не укладывающееся в голове - как можно было простить Мэри? Как? Честно, увидев вот это вот лицо, я подумала, что это - конец. Бесповоротный.
Лицо преданого.
Все, что он знал - ложь. Второй самый близкий человек, которого подпустил, с которым связал жизнь - а мы ведь все помним про "проблемы с доверием" - оказался фальшивкой, фасадом, выдумкой, тщательно сконструированной легендой. И вся совместная жизнь получается построена на лжи. Более того, этот человек едва не убил лучшего друга. И до этого убивал, не раз.
Честно признаюсь, я бы такого простить не смогла.
Да, Джон многое прощал Шерлоку - "выпавший вторник", наркотики в Баскервиле и прочее, прочее, прочее... Вопрос в том, есть ли вообще предел возможности прощать? И в том, что было бы, если бы он не простил. Основная проблема здесь в том, что как бы он ни поступил, выходит - не очень хорошо, потому что в это уравнение вмешивается ровно одна переменная, Да-да, я о беременности сейчас. Ребенок-то уж точно ни в чем не виноват. Я не знаю, зачем введен этот сценарный ход, быть может - как раз для этого.
Сейчас скажу крамольную вещь, но по сути такой удар - "предательство Мэри" - по силе вполне мог сравниться с самоубийством Шерлока. Да-да, не надо на меня коситься, я в курсе, что Шерлок жизни спасал, а Мэри - свою жизнь строила, окей? Я несколько о другом. Мне думается сейчас не о самоубийстве на глазах лучшего друга - оно, безусловно, Джона подкосило, вон - за два года не оправился, а о другом. О том, что в итоге он не знал. 25 бездомных знали - он нет. Да-да, это было опасно итд. Но Шерлок может говорить одно, а Джон слышать другое. "Ты не достоин моего доверия" - и Мэри кстати там оченно "вовремя" масла в огонь подлила насчет доверенного лица. Себе на уме она, очень себе на уме.
И тут - не успел свыкнуться-сладиться, бац! Еще один ударчик.
Если честно, мне думается, что вот здесь, на этом моменте Джон эмоционально просто выгорел. По крайней мере, мне удобней думать так - вот, пожалуй, верная формулировка. Мне не хватает тех месяцев между собственно "открытием" и диалогом в доме Холмсов, чтобы понять. Что происходило за это время, как они жили, что он думал? На все эти вопросы нет ответа, приходится искать самой. Придумывать самой. И придумывается мне, что эмоционально выгорев, Джон на самом деле не простил - ведь есть же в самом деле разница между "уложить в голове и понять мотивацию" и прощением. Вот он и уложил, и принял решение, основываясь на ни в чем не виноватой переменной. Верное или нет - не знаю.
Мэри ему дороже Шерлока? Ну-ну. То-то он спокойно оставил усыпленную неизвестным препаратом жену, чтобы сунуться волку в пасть вместе с другом.
И кстати выгорание для меня объясняет и сцену прощания тоже.
В ней можно видеть холодность. А можно другое. Мне лично удобнее, приятнее, проще - называйте как хотите - видеть скованность, попытки свести все в шутку и разговор уровня "да это вообще все ничего не значит, мы так базарим, мы не всерьез".
Проблема в том, что однажды Джон уже это пережил. И прощание навсегда, и уверенность, что друга больше нет на этом свете. Это с одной стороны. Такое порождает защиту, отрицание собственных эмоций, только бы еще раз не пережить все то же самое. С другой же - видно, как ему трудно, неловко. Он отводит глаза, он опускает их в землю, он мнется, зависает, когда Шерлок протягивает ему руку. Что это? Холодность? Неприязнь? Или нет? Легко обнять и поговорить с тем, кто просто близок. А того, кто всех дороже? Иногда бывает так, что поговорить по душам и обнять того, кто всех дороже - всего трудней. Может, причина в этом. Он ведь даже слов толком подобрать не может. Да и можно ли их тут подобрать? Какие слова будут правильными при прощании навсегда? Никто не знает. А может быть им и не нужны слова, все и так поймут. Они ведь оба, всегда друг другу говорят куда меньше чем чувствуют на самом деле. Всегда так было. Да и еще быть может нет веры у Джона, что Шерлок в самом деле не вернется. Он ведь уже вернулся однажды, оттуда, откуда не возвращаются. Это уже было. И от этого может быть еще тяжелее. От всего этого для обоих может просто-таки разить "крышей" и тем, что было после. Хочется им такое заново пережить? Да ни в жизни! И вот на обоих маски. А что под ними - бог весть. Мне лучше, если там - много подавленого, невысказаного, неозвученого, но узнанного обоими.
Проблема еще и в том, что они оба и Джон и Шерлок, в той или иной степени эмоциональные калеки. Им трудно выражать по-настоящему сильные чувства.
Как хотите, а я уверена, что Мэри Джону не нужна. Иначе не снились бы ему кошмары после месяца мирной жизни.
Как-то так. Но повторюсь, это все мои мысли, обусловленные необходимостью обрести почву под ногами и как-то худо бедно увязать все в голове. Получится или нет - не знаю пока, пока что слишком по свежему все бьет.
Приду с работы и хряпну виски.
На худой конец, всегда можно притвориться, что третьего попросту не было, а после спешла раздался звонок в дверь. Засим пойду лечить свою душу фиклом, уж извините.
I want to beleive - как было над столом у агента Малдера. Я хочу верить. Мне нужно в это верить, потому что в моем сознании пара Шерлок и Джон неделима, я не хочу ее делить, не могу делить, и потому ищу сто тысяч и один сигнал, что под скупой поверхностью кроется гораздо больше, чем на первый взгляд.
UPD из комментов с ответами на вопросы, тоже спойлерное, размышляльное. пусть в посте тоже будет, бо похоже вопросы эти терзают многих
Почему Джону плевать на Шерлока, когда тот устраивает разбирательсПочему Джону плевать на Шерлока, когда тот устраивает разбирательство с Мэри? Там же даже слепой увидел бы, что Шерлоку всерьез плохо и он едва не падает.
Вы только что узнали, что все что вы знали о своей жизни - одна большая ложь. Ваша реакция? Только честно. Шок ведь, стресс. Да, я понимаю, что когда любишь персонажа, хочется чтобы он вел себя идеально, правильно, в соответствии с нашими понятиями об идеальности и правильности, но как же часто я замечаю, что в этом стремлении мы отказываем персонажу в человечности. Не в плане "хорошести, добрости, умности", а в самом банальном ее проявлении. Errare humanum est, простите за умничанье. Человеку свойственно ошибаться, базовое свойство нашей природы. Неотъемлемое. Так почему мы хотим отказать в праве на ошибку персонажам? В праве ошибиться - и потом свою ошибку исправлять.
Я не вижу тут наплевательства. Тут стресс и шок чистейшей воды. И не надо сейчас про "привык к стрессу и опасности". Привычный стресс для Джона - поле боя, схватка, необходимость латать товарищей. Это - привычно, понятно, с этим он вполне справится. Но что для него совершенно неприемлемо, что выбивает, выжигает - ситуация "близкий человек, которому ты доверился, с кем связал жизнь - тебя предал", а ведь это и случилось. Удивительно ли, что он это не может уложить в голове, что весь разум брошен на задачу справиться? А еще добавим, что Шерлок, если задуматься, держится до последнего - до приезда скорой - более чем хорошо. Он находит силы не просто стоять-сидеть-дышать, он активно и весьма агрессивно давит на Джона: "Кто она. Скажи кто она", позволив себе снять этот жесткий контроль только при появлении скорой. Эх, у нас бы она за 8 минут приезжала! А ведь он наверняка должен был все рассчитать, накинув плюс-минус время до появления скорочей. 8 минут среднее, а если пробка - он наверняка приплюсовать должен был некий люфт, в течение которого точно рассчитывал еще продержаться. Я не говорю, что ему не хреново, ему очень даже хреново, но он это держит в очень жесткой узде, что ему и аукается, когда он позволяет себе этот контроль отпустить.
Почему Джон не реагирует на слова Шерлока на взлетке, что тот может не вернуться?
Повторюсь, ситуация уже пройденая. Шерлок уже один раз должен был не вернуться. С того света. Уже был разговор "я не вернусь", пусть другими словами. А тут Шерлок говорит "я могу не вернуться", не "не вернусь" а "могу". Это ведь мы знаем, что задание-то могилой попахивает с весьма большой вероятностью. Мы, не Джон. А теперь сравним "не вернусь" которое уже было, и которое было опровергнуто с треском, с "могу не вернуться". Мне кажется вполне естественным подсознательноухватится за это "могу не" и толковать фразу, как "могу вернуться", как обещание возвращения. Не пессимист же перед нами, в конце концов, для которого стакан всегда наполовину пуст, а вероятность опасности и дурного исхода воспринимается как стопроцентная гарантия, что все будет обязательно так плохо, что хуже не бывает. Джон ведь спрашивает "Что потом?", для него практически бесспорно, что это "потом" будет. Ну или другой, в общем схожий с вышеизложенным, вариант - защита в отрицании. В отказе верить, что этого потом может не быть. Добавим еще, что Джон верит Шерлоку и в Шерлока. В его способность совершить что угодно - и вернуться.
Почему отказывает в просьбе об имени ребенка?
Да потому что не нужно это, ни тому ни другому. Тут вся сцена - эхо крыши и Скандала. Шерлок просит назвать ребенка в его честь? Да нет же. Нет там просьбы. Он ведь чуть ли не прямым текстом Джону Джона цитирует. Мог ли тот это упустить? Да вот не поверю.
И кстати сразу оговорюсь, для меня лично было бы просто убило и отношения и всю сцену. "Конечно Шерлок мы назовем ребенка в твою честь" убивает все невысказаное, превращая сильную, на скрытых эмоциях сцену в дешевую мелодраму, а героев - в мудаков, ничего общего с прошлыми героями не имеющих.
Повторюсь, вся сцена на летном поле насыщена эмоциональным подтекстом. Для меня по крайней мере насыщена. Это внешняя скованность и попытки шутить, уколоть, напомнить, потому что главное озвучить ни один, ни другой не в состоянии. Вот честно, когда Шерлок начал "хочу сказать важное, так как шанса больше может не быть", я ж чуть не взвыла примерно так: "Да скажи ты ему уже, что он тебе дорог, дубина! А ты, дубина номер два, обними уже этого товарища, который опять важное смехуечками маскирует!"
и насчет болевых точек из комментов UPDЧто по сути болевая точка в понимании Магнуссена? Некий рычаг, позволяющий на человека давить, но давить - как? Вывалить на свет божий грязное белье, поднять старое дело и обеспечить арест и тюрьму, охаять в газетах и все прочее в таком духе. Но не убить.
А мне кажется, что в случае Шерлока для Джона самое страшное - если тот умрет. Во всем остальном он ему верит и будет верить безоговорочно, что бы там ни выли в газетах - ведь такое, такое уже было. Перестал он верить? Нет, ни хрена не перестал. Он верит Шерлоку и в Шерлока, в его способность справиться со всем кроме смерти, в том числе и с его, Джона, помощью. Вот именно поэтому Шерлоком на Джона надавить невозможно, ну разве что смертью пригрозить, а этого САМ не делает (а Мориарти в бассейне делает, и Джон тут же отступает).
Не в обзоры, пожалуйста! Тут логика и не ночевала!
Не в обзоры, разумеется.
@темы: наболевшее, поток мыслей, John Watson, не могу не, Sherlock BBC, впечатления, на злобу дня, johnsherlocked, (ц)итаты и (с)сылки, из закромов, Sherlock Holmes